Проект «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений в условиях реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения» для системы образования Самарской области
В условиях рыночной экономики и конкуренции профессиональных образовательных организаций наиболее остро встает вопрос набора контингента — будущих студентов. Задача каждой ПОО принять на обучение по реализуемым специальностям высокомотивированную молодежь, имеющую четкие представления о своей будущей профессиональной карьере. На сегодняшний день лишь треть студентов — первокурсников, по данным анкетирования студентов, на этапе завершения обучения в школе были смотивированы на выбранную ими специальность и будущую профессию. В связи с этим у студентов происходит переоценка ценностей и, как следствие, возможен отток студентов. С данной проблемой сталкиваются большинство колледжей и техникумов.
Профориентационная работа школ, предпрофильное обучение в общеобразовательных организациях часто заключается в формальном подходе хаотично выбранных мероприятиях, предлагаемых системой АИС Профвыбор. В итоге, ученик 9 класса имеет слабое представление о практической деятельности в той или иной профессиональной области и ориентируется на совет родителей, мнения друзей, информацию в социальных сетях.
Созданная совместно со школами г.о. Самара модель профориентации, позволит выстроить более четкий механизм того, как на этапе завершения обучения ученики должны подходить к своему профессиональному выбору. Участие в проекте, рассчитанном на два года, позволит обучающемуся спланировать все этапы построения своей будущей карьеры. При прохождении всех этапов, начиная от работы с психологом и заканчивая получением рабочей профессии с выдачей документа установленного государственного образца, обучающийся получает полное, объективное видение своей будущей профессии, что позволит ему сделать осознанный выбор.
Планируемые участники проекта — ученики, включая обучающихся с ОВЗ, и педагоги школ, студенты и преподаватели ГБПОУ «СТЭК», а также администрация образовательных учреждений.
Тенденция «Образование через всю жизнь» позволяет рассматривать консолидацию образовательных организаций и выстраивание взаимоотношений «Школа — СПО», детско-взрослой образовательной общности, обеспечивающих индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, участвующего в данном проекте. Индивидуализация возможна на основе разработки модульного личностно-ориентированного содержания предпрофильных курсов, профессиональных проб. Это позволит осуществить дальнейший осознанный профессиональный выбор и получение рабочей профессии. По результатам прохождения курсов предпрофильной подготовки обучающимся, показавшим лучшие результаты, рекомендовано принять участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы» в возрастной категории «Юниоры».
Реализация проекта позволяет:
1. Создать и тиражировать данную модель для внедрения во все профессиональные образовательные организации и общеобразовательные организации региона.
2. Тиражировать и внедрять материалы РИП в вариативный модуль «Профориентация» новой программы воспитания Школ. Это позволяет изменить привычное взаимодействие на уровне «Школа — СПО» и дает возможность внедрить новые формы работы в реализацию программы воспитания в школах региона.
3. Вовлекать родителей в профориентационную деятельность, не оставляя их безучастными, что благотворно отражается на учебно—воспитательном процессе и осознанном выборе их детьми будущей профессии.
4. Реализовать раннее профессиональное самоопределение учащимися уже на уровне окончания школы и получить профессиональную квалификацию до окончания школы.
Алгоритм реализации проекта
1. Профессиональные пробы.
Профессиональные пробы проводятся для максимального количества обучающихся школ, давая возможность познакомиться с профессией. Для школ, находящихся в сетевом взаимодействии, профпробы проводятся для всех учащихся 8 класса.
Примеры профпроб:
— Бухгалтер,
— Менеджер,
— Товаровед-эксперт,
— Пекарь,
— Банковский работник
— Технолог мясного производства,
— Повар и т.д.
2. Предпрофильные курсы
Предпрофильные курсы проводятся преподавателями колледжа для школьников в режиме он-лайн. Курс составляет 12 часов и проводится 1 раз в неделю в количестве 4 часов для набранной группы. В течение года курс проходит для нескольких групп учеников, которые могут быть из разных школ.
Примеры предпрофильных курсов:
— Азбука предпринимателя,
— Занимательные финансы,
— Основы продаж товаров,
— Школа банковского работника и т.д.
3. Профориентационные мероприятия
Профориентационные мероприятия проводятся в течение всего года и направлены на знакомство школьников как с работодателями, так и со студенческим активом. К профориентационным мероприятиям привлекаются родители школьников, которые имеют возможность задать вопросы работодателям, своими глазами увидеть условия работы на предприятиях отрасли.
Примеры мероприятий:
— Фестиваль профессий,
— Конкурсы профмастерства,
— Мастер-классы,
— Взаимодействие активов,
— Дни открытых дверей,
— Профильные каникулярные смены и т.п.
4. Профессиональное обучение
Профессиональное обучение проводится для учеников
Примеры профессий, предложенных в рамках РИП:
— Повар,
— Пекарь,
— Продавец непродовольственных товаров,
— Продавец продовольственных товаров,
— Изготовитель мороженого.
Результат региональной инновационной площадки
1. В рамках проекта вовлечено в профориентационные мероприятия 626 учащихся 4 сетевых общеобразовательных школ.
2. Получили первую профессию 19 школьников.
3. Опыт был представлен педагогической общественности.
ИТОГОВЫМ результатом стало определение с 2023 года контрольных цифр приема для всех профессиональных образовательных организаций по обучению школьников первой профессии.