Самарский торгово-экономический колледж

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Самарский торгово-экономический колледж» (ГБПОУ «СТЭК»)

г. Самара, ул. Советской Армии, д.19, тел./факс (846) 262-48-13
Электронная почта:

Итоги реализации инновационной площадки

Проект «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений в условиях реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения» для системы образования Самарской области

В условиях рыночной экономики и конкуренции профессиональных образовательных организаций наиболее остро встает вопрос набора контингента — будущих студентов. Задача каждой ПОО принять на обучение по реализуемым специальностям высокомотивированную молодежь, имеющую четкие представления о своей будущей профессиональной карьере. На сегодняшний день лишь треть студентов — первокурсников, по данным анкетирования студентов, на этапе завершения обучения в школе были смотивированы на выбранную ими специальность и будущую профессию. В связи с этим у студентов происходит переоценка ценностей и, как следствие, возможен отток студентов. С данной проблемой сталкиваются большинство колледжей и техникумов.

Профориентационная работа школ, предпрофильное обучение в общеобразовательных организациях часто заключается в формальном подходе хаотично выбранных мероприятиях, предлагаемых системой АИС Профвыбор. В итоге, ученик 9 класса имеет слабое представление о практической деятельности в той или иной профессиональной области и ориентируется на совет родителей, мнения друзей, информацию в социальных сетях.

Созданная совместно со школами г.о. Самара модель профориентации, позволит выстроить более четкий механизм того, как на этапе завершения обучения ученики должны подходить к своему профессиональному выбору. Участие в проекте, рассчитанном на два года, позволит обучающемуся спланировать все этапы построения своей будущей карьеры. При прохождении всех этапов, начиная от работы с психологом и заканчивая получением рабочей профессии с выдачей документа установленного государственного образца, обучающийся получает полное, объективное видение своей будущей профессии, что позволит ему сделать осознанный выбор.

Планируемые участники проекта — ученики, включая обучающихся с ОВЗ, и педагоги школ, студенты и преподаватели ГБПОУ «СТЭК», а также администрация образовательных учреждений.

Тенденция «Образование через всю жизнь» позволяет рассматривать консолидацию образовательных организаций и выстраивание взаимоотношений «Школа — СПО», детско-взрослой образовательной общности, обеспечивающих индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, участвующего в данном проекте. Индивидуализация возможна на основе разработки модульного личностно-ориентированного содержания предпрофильных курсов, профессиональных проб. Это позволит осуществить дальнейший осознанный профессиональный выбор и получение рабочей профессии. По результатам прохождения курсов предпрофильной подготовки обучающимся, показавшим лучшие результаты, рекомендовано принять участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы» в возрастной категории «Юниоры».

Реализация проекта позволяет:

1. Создать и тиражировать данную модель для внедрения во все профессиональные образовательные организации и общеобразовательные организации региона.

2. Тиражировать и внедрять материалы РИП в вариативный модуль «Профориентация» новой программы воспитания Школ. Это позволяет изменить привычное взаимодействие на уровне «Школа — СПО» и дает возможность внедрить новые формы работы в реализацию программы воспитания в школах региона.

3. Вовлекать родителей в профориентационную деятельность, не оставляя их безучастными, что благотворно отражается на учебно—воспитательном процессе и осознанном выборе их детьми будущей профессии.

4. Реализовать раннее профессиональное самоопределение учащимися уже на уровне окончания школы и получить профессиональную квалификацию до окончания школы.

Алгоритм реализации проекта

1. Профессиональные пробы.

Профессиональные пробы проводятся для максимального количества обучающихся школ, давая возможность познакомиться с профессией. Для школ, находящихся в сетевом взаимодействии, профпробы проводятся для всех учащихся 8 класса.

Примеры профпроб:

— Бухгалтер,

— Менеджер,

— Товаровед-эксперт,

— Пекарь,

— Банковский работник

— Технолог мясного производства,

— Повар и т.д.

001
002
003

2. Предпрофильные курсы

Предпрофильные курсы проводятся преподавателями колледжа для школьников в режиме он-лайн. Курс составляет 12 часов и проводится 1 раз в неделю в количестве 4 часов для набранной группы. В течение года курс проходит для нескольких групп учеников, которые могут быть из разных школ.

Примеры предпрофильных курсов:

— Азбука предпринимателя,

— Занимательные финансы,

— Основы продаж товаров,

— Школа банковского работника и т.д.

3. Профориентационные мероприятия

Профориентационные мероприятия проводятся в течение всего года и направлены на знакомство школьников как с работодателями, так и со студенческим активом. К профориентационным мероприятиям привлекаются родители школьников, которые имеют возможность задать вопросы работодателям, своими глазами увидеть условия работы на предприятиях отрасли.

Примеры мероприятий:

— Фестиваль профессий,

— Конкурсы профмастерства,

— Мастер-классы,

— Взаимодействие активов,

— Дни открытых дверей,

— Профильные каникулярные смены и т.п.

001
002

4. Профессиональное обучение

Профессиональное обучение проводится для учеников 9-х классов школ, участвующих в проекте. Курс составляет не менее 144 часов и завершается квалификационным экзаменом с обязательным присутствием представителя работодателя. На основании решения аттестационно-квалификационной комиссии каждому успешно прошедшему испытания школьнику выдается СВИДЕТЕЛЬСТВО о профессии с присвоением квалификации и разряда (при наличии).

Примеры профессий, предложенных в рамках РИП:

— Повар,

— Пекарь,

— Продавец непродовольственных товаров,

— Продавец продовольственных товаров,

— Изготовитель мороженого.

001
002
003

Результат региональной инновационной площадки

1. В рамках проекта вовлечено в профориентационные мероприятия 626 учащихся 4 сетевых общеобразовательных школ.

2. Получили первую профессию 19 школьников.

3. Опыт был представлен педагогической общественности.

ИТОГОВЫМ результатом стало определение с 2023 года контрольных цифр приема для всех профессиональных образовательных организаций по обучению школьников первой профессии.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений в условиях реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения

001
002
003
004
005
006
007
008
009
010
011
012
013
014
015
016
017
018
019
020
021
022
023
024
025
026
027